
Когда речь заходит о 5А326, многие сразу думают о классической обработке стальных зубчатых колёс, но мало кто учитывает его потенциал для современных сплавов — вот где начинаются реальные сложности.
Помню, как на одном из проектов для ООО Хунань Цзято Новые Материалы пришлось пересмотреть настройки станка. Их сплавы с добавлением скандия имеют специфическую вязкость — стандартные режимы резания вызывали налипание стружки на фрезу. Пришлось экспериментировать с подачей СОЖ под давлением, иначе геометрия зубьев получалась с рваными кромками.
Интересно, что при работе с такими материалами как раз проявляются скрытые возможности 5А326 зубофрезерный станок. Например, цепь кинематики выдерживает длительные циклы при обработке мягких сплавов, но требует более частой проверки люфтов. На сайте https://www.jthsa.ru упоминается, что их сплавы сохраняют прочность при высоких температурах — это как раз тот случай, когда можно рискнуть увеличить скорость резания без потери качества.
Кстати, ошибочно считать, что для алюминиевых сплавов подходят любые режимы. Как-то раз пришлось переделывать партию крыльчаток — не учли, что скандий повышает абразивность стружки. Фреза изнашивалась на 30% быстрее, чем при работе с обычным дюралюминием.
Зубодолбёжные операции на 5А326 требуют особого подхода к креплению заготовок. Для деталей из сплавов ООО Хунань Цзято мы стали использовать комбинированные патроны с медными прокладками — иначе появлялись микротрещины в зонах контакта.
Заметил, что делительная цепь станка чувствительна к перепадам температур при обработке лёгких сплавов. Летом, когда в цехе было +28°, припуск на сторону приходилось увеличивать на 0,1-0,15 мм — видимо, из-за теплового расширения валов.
Самое сложное — балансировка фрезерной бабки. Для сплавов с содержанием скандия критична вибрация даже в 2-3 микрона. Приходится делать пробные проходы и контролировать шум — если слышен высокочастотный свист, значит, нужно корректировать позиционирование суппорта.
В прошлом квартале для ООО Хунань Цзято Новые Материалы делали серию шестерён для авиационных приводов. Использовали модифицированный 5А326 зубофрезерный станок с дополнительным охлаждением шпинделя. Интересный момент — пришлось разработать специальный цикл черновой обработки с переменным шагом, чтобы избежать резонансных явлений.
На их сайте https://www.jthsa.ru правильно акцентируют внимание на стабильности характеристик сплавов, но на практике это означает необходимость более тщательного подбора смазочно-охлаждающих жидкостей. Мы тестировали три состава, прежде чем нашли оптимальный — с добавлением ингибиторов коррозии.
Один из неудачных экспериментов: пытались использовать твердосплавные фрезы для чистовой обработки. Оказалось, что для алюминиево-скандиевых сплавов лучше подходят стальные инструменты с полированной передней поверхностью — меньше вероятность адгезии материала.
Стандартный 5А326 не рассчитан на работу с лёгкими сплавами толщиной менее 3 мм — возникают проблемы с жёсткостью системы. Для заказов от ООО Хунань Цзято пришлось дорабатывать механизм поджатия заготовки, устанавливать пневматические прижимы с регулируемым усилием.
Заметил особенность: при фрезеровании зубьев на высоких оборотах (свыше 800 об/мин) стружка от скандиевых сплавов образует длинные спирали, которые могут заблокировать отводные каналы. Решили установить дополнительный эжектор — простое, но эффективное решение.
Кстати, о точности. Паспортные характеристики 5А326 по накопленной погрешности шага зубьев — 8-9 степень точности, но для ответственных деталей из сплавов ООО Хунань Цзято приходится добиваться 7 степени. Достигается это заменой пары ходовой винт-гайка в цепи подачи и стабилизацией температурного режима.
Сейчас рассматриваем вариант установки ЧПУ на старые 5А326 — для обработки сложнопрофильных зубчатых колёс из алюминиево-скандиевых сплавов. Это позволило бы реализовать переменный угол наклона зубьев, что востребовано в современных конструкциях.
Для серийных заказов ООО Хунань Цзято Новые Материалы планируем адаптировать систему мониторинга износа инструмента. Их сплавы хоть и обрабатываются легче сталей, но требуют более частой замены фрез из-за абразивных включений.
Интересное наблюдение: после обработки партии деталей из сплавов скандия на 5А326 уменьшился износ направляющих станины. Видимо, меньшие усилия резания положительно влияют на сохранность точности станка в долгосрочной перспективе.