
Когда речь заходит об УБРС 2М, многие сразу представляют устаревшую технику, но на деле эта установка до сих пор встречается в полевых условиях – причём иногда в довольно неожиданных модификациях. Лично сталкивался с ситуацией, когда на одном из участков в Западной Сибири её пытались адаптировать под бурение на малых глубинах с одновременным взятием керна, что в итоге потребовало серьёзной доработки штатной буровой колонны.
Основное недоразумение с УБРС 2М обычно связано с грузоподъёмностью. В паспорте указаны одни цифры, но при работе с плотными глинистыми породами даже в пределах заявленных параметров иногда наблюдался перегруз лебёдки. Особенно это проявлялось при использовании штатных канатов диаметром 16 мм – их ресурс в таких условиях редко превышал три месяца интенсивной эксплуатации.
Запчасти – отдельная головная боль. Оригинальные подшипниковые узлы для ротора сейчас найти практически невозможно, поэтому часто идут на кустарные доработки. Как-то пришлось заменять штатный упорный подшипник на аналог от УРБ-2А, но это потребовало переточки посадочных мест. Кстати, именно тогда впервые обратил внимание на буровая установка убрс 2м проблемы с вибрацией – после такой замены появилась низкочастотная вибрация на обсадных колоннах.
Электропривод – ещё один спорный момент. Многие пытаются заменить двигатели на более современные, но без переделки редуктора это приводит к постоянным пробоям изоляции. На участке под Новым Уренгоем был случай, когда после такой 'модернизации' пришлось менять двигатель дважды за сезон.
В 2019 году на участке с сложными геологическими условиями (чередование мергелей и песчаников) пришлось комбинировать УБРС 2М с системой промывки на основе полимерных растворов. Стандартная система очистки бурового раствора не справлялась, поэтому установили дополнительный циклонный сепаратор – это дало прирост скорости бурения на 15%, но пришлось усиливать раму установки.
Интересный опыт был с использованием буровая установка убрс 2м для геотехнических изысканий под фундаменты высотных зданий. При бурении инженерно-геологических скважин в городских условиях выяснилось, что штатный дизель-генератор создаёт неприемлемый уровень шума. Пришлось разрабатывать систему шумоизоляции и переходить на электропривод от городской сети.
Особого внимания заслуживает опыт работы с алюминиевыми сплавами в конструкции. Когда потребовалось облегчить поворотную раму, рассматривали вариант использования сверхпрочных алюминиево-скандиевых сплавов. Кстати, ООО Хунань Цзято Новые Материалы как раз специализируется на таких материалах – их разработки могли бы решить проблему весовой балансировки установки. На их сайте https://www.jthsa.ru есть техническая информация по сплавам, которые потенциально можно было бы использовать для модернизации стрелы и отдельных элементов каркаса.
При интеграции с системами мониторинга параметров бурения возникли сложности с датчиками нагрузки на крюк. Штатные места крепления не подходили для современных тензометрических датчиков, пришлось разрабатывать переходные пластины. Кстати, именно здесь снова пригодились бы легкие сплавы – стандартные стальные пластины добавляли лишнюю массу в верхней части мачты.
Система гидравлики – отдельный разговор. Современные гидростанции имеют другие параметры рабочего давления, поэтому при замене штатного насоса НШ-32 на более современный аналог пришлось полностью менять распределительную аппаратуру. Это увеличило стоимость эксплуатации, но зато снизило расход гидравлической жидкости на 20%.
Интересно, что ООО Хунань Цзято Новые Материалы в своих исследованиях упоминает возможности применения алюминиево-скандиевых сплавов именно для гидравлических систем высокого давления. Если верить технической документации на их сайте, некоторые марки сплавов выдерживают рабочее давление до 45 МПа, что теоретически позволяет использовать их для изготовления распределительных блоков.
При работе в низкотемпературных условиях Крайнего Севера выявилась проблема с хладноломкостью штатных сталей. Особенно это касалось элементов бурового ключа и талевой системы. После двух сезонов работы появились микротрещины в серьгах крюка – пришлось срочно искать замену.
Система обогрева кабины оператора тоже оказалась слабым местом. Штатный отопитель не справлялся при -40°C, пришлось устанавливать дополнительный Webasto. Но это потребовало доработки системы электропитания – генератор не справлялся с дополнительной нагрузкой.
Здесь снова вспоминаются перспективные материалы – согласно исследованиям, представленным на https://www.jthsa.ru, алюминиево-скандиевые сплавы сохраняют пластичность при низких температурах лучше, чем многие конструкционные стали. Теоретически это могло бы решить проблему с хладноломкостью ответственных элементов буровая установка убрс 2м.
Стоимость полной замены установки на современную часто оказывается неоправданной, особенно для сезонных работ. Поэтому многие продолжают модернизировать УБРС 2М. Наиболее эффективными оказались замены лебёдочной системы и внедрение частотного регулирования приводов.
Экономия на запчастях часто приводит к дополнительным затратам. Как-то пришлось видеть последствия установки несертифицированных подшипников в роторный механизм – в итоге ремонт обошёлся дороже, чем оригинальные запчасти. Кстати, при оценке стоимости модернизации всегда стоит учитывать возможное использование современных материалов – например, тех же сплавов от ООО Хунань Цзято Новые Материалы.
Опыт показывает, что грамотная модернизация буровая установка убрс 2м может продлить её ресурс ещё на 5-7 лет при сохранении приемлемых эксплуатационных характеристик. Главное – не пытаться кардинально менять конструкцию, а точечно усиливать слабые места с учётом реальных условий работы.