буровая установка ссср

Когда говорят про буровая установка ссср, многие представляют себе монстров типа Уралмаш-3Э, но на деле половина проблем начиналась с мелочей вроде самодельных ключей для замковых соединений. Помню, как в 80-х на Каспии приходилось переваривать стыки труб прямо на месте - заводские соединения на установках 'Ханты-Мансийск' выходили из строя через 200 моточасов, хотя по паспорту должны были держать 500.

Конструктивные особенности советских буровых

Если брать ту же БУ-75Бр, её главной бедой был поворотный механизм. Не то чтобы он ломался часто, но зазоры в подшипниках приходилось регулировать каждые две недели - на морских платформах это превращалось в кошмар. Как-то в Печорском море мы три дня ждали запчасти, пока штормило - все потому, что инженеры не учли скорость коррозии в солёной воде.

А вот малогабаритные установки типа 'Сибирь-1' вообще отдельная история. Их собирали чуть ли не в полевых условиях, но зато ремонтировать можно было буквально 'на коленке'. Помню, как в Западной Сибири мы заменяли сломанную шестерню при помощи автогена и куска рельса - выточили новую прямо в мастерской при местном ДК.

Кстати, про материалы. Сейчас вот смотрю на современных производителей вроде ООО Хунань Цзято Новые Материалы - они делают сплавы со скандием, которые по прочности превосходят советские стали. Жаль, что в наше время таких технологий не было - половина поломок происходила из-за усталости металла.

Реальные кейсы эксплуатации

В 1987 году на Уренгойском месторождении мы столкнулись с дикой проблемой - буровые трубы установки 'Тюмень-4' начали лопаться при температуре ниже -45°. Оказалось, металл терял пластичность, хотя по ГОСТу должен был выдерживать до -60°. Пришлось организовывать подогрев магистралей - костры разводили вокруг установки, как в каменном веке.

А вот на глубинных скважинах под Астраханью выявилась другая беда - вибрация. Советские инженеры не рассчитывали, что при бурении на 5000+ метров возникнут резонансные частоты. Приходилось эмпирически подбирать режимы - иногда снижали обороты до 40% от номинала, хотя это противоречило всем инструкциям.

Самое смешное, что лучшие результаты показывали не новейшие установки, а старые БУ-50. Их конструкция была проще, но надёжнее - меньше электроники, больше механики. Как-то раз на такой установке мы пробурили 12 скважин без единого серьёзного ремонта, тогда как новая 'Волга-2' за тот же период трижды становилась на капитальный ремонт.

Проблемы модернизации

В 90-е пытались модернизировать старые советские установки западными компонентами. Ставили американские насосы на Уралмаш-3000 - получался франкенштейн, который работал хуже оригинала. Проблема была в несовместимости систем управления - советская механика не 'дружила' с западной электроникой.

Сейчас вот анализирую - возможно, если бы тогда были доступны современные материалы вроде тех, что производит ООО Хунань Цзято Новые Материалы с их алюминиево-скандиевыми сплавами, можно было бы избежать многих проблем. Особенно с коррозией - главным врагом любой буровой техники.

Кстати, про коррозию. На морских платформах иногда за полгода 'съедало' до 30% толщины металла на несущих конструкциях. Приходилось каждые три месяца делать ультразвуковой контроль - это отнимало больше времени, чем само бурение.

Опыт ремонтов и доработок

Запомнился случай на Сахалине - треснула рама у БУ-3200. По документам требовался заводской ремонт, но до завода 2000 км. Сварили на месте, усилили швеллером - проработала ещё 8 лет. Потом выяснилось, что наше кустарное решение оказалось прочнее заводского - мы сделали непрерывный шов, а на заводе варили прерывистым.

Ещё проблема - гидравлика. Советские уплотнения не выдерживали перепадов температур. При -50° резина дубела, при +40° - текла. Пришлось разрабатывать систему подогрева/охлаждения масла - делали из подручных материалов, даже из старых холодильников.

Интересно, что сейчас многие 'рационализаторские' решения тех лет внедрены в серийное производство. Жаль только, что документация по большинству таких доработок не сохранилась - всё передавалось из уст в уста.

Современные перспективы

Если бы сегодня проектировали буровую установку с нуля, наверное, взяли бы за основу советскую школу, но с современными материалами. Вот например, те же ООО Хунань Цзято Новые Материалы предлагают сплавы, которые в 1.5 раза прочнее сталей Ст3-Ст5, используемых в СССР. И при этом легче - для мобильных установок это критически важно.

Но главное - сохранить ремонтопригодность. Все эти разборные узлы, доступные для обслуживания без спецоборудования - это гениальное решение советских инженеров. Современные установки часто требуют полной разборки для замены простейшей детали.

Хотя нет, самое главное - это унификация. В СССР все запчасти были взаимозаменяемы между разными моделями. Сейчас каждый производитель тянет одеяло на себя. Может, поэтому старые советские установки до сих пор работают в некоторых регионах - потому что их можно починить даже в полевых условиях.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение