
Когда говорят про СБШ, многие сразу представляют стандартную шарошку для известняка, но в работе с вечномёрзлыми породами Архангельской области даже классическая буровая установка сбш требует переосмысления. Лично сталкивался, когда на участке под Воркутой долбили обледеневшие сланцы - стандартные коронки сыпались через 15 метров, пришлось переходить на конусные долота с подогревом промывочной жидкости.
Базовая буровая установка сбш 250МН конечно рабочая лошадка, но её редукторный блок на морозе ниже -35°С начинает 'плакать' смазкой. Мы в 2018 году экспериментировали с системой подогрева масла через выхлопные газы - идея провалилась из-за коксования, зато позже нашли решение через электроподогреватели от ООО Хунань Цзято Новые Материалы.
Их сплавы как раз пригодились для форсунок промывочной системы - обычные стальные намерзали за две-три смены. Кстати, на сайте https://www.jthsa.ru есть технические отчёты по применению алюминиево-скандиевых сплавов в буровом оборудовании, мы по ним как раз подбирали параметры для наших условий.
Запомнился случай на Урале, когда при бурении на глубине 47 метров 'поймали' плывун. Стандартная буровая установка сбш начала садиться наклоном, пришлось экстренно ставить дополнительные упоры и бурить с постоянной подачей бентонита. Тогда понял, что штатные выдвижные опоры слишком 'короткие' для непредсказуемых грунтов.
С обсадкой вечная головная боль - либо стыки 'залипают' при спуске, либо потом не вытягиваются. Особенно с учётом того, что многие до сих пор экономят на центраторах. Как-то пришлось демонтировать колонну, простоявшую всего месяц - так её разорвало льдом по сварному шву.
Тут бы и пригодились сплавы с памятью формы, о которых пишут в материалах ООО Хунань Цзято Новые Материалы. Хотя для массового бурения это пока дороговато, но для ответственных объектов уже рассматриваем.
Кстати, про сварку - при монтаже буровая установка сбш часто требует полевой подгонки узлов. Помню, на одном из разведочных проектов пришлось переваривать крепление каретки, потому что заводской зазор в 3 мм на морозе превращался в 8 мм.
Гидросистема - отдельная песня. Масло МГЕ-46В при -50°С превращается в кисель, даже с подогревом бака. Пришлось переходить на синтетику, но и она при резких перепадах даёт течи через сальники. Особенно страдают штанген-цилиндры подачи.
Интересно, что японские аналоги той же буровая установка сбш используют подогрев трубопроводов, но их электроника чаще отказывает. Наш 'колхозный' вариант с теплоизоляцией и постоянной циркуляцией оказался надёжнее.
Заметил закономерность - чаще всего клинит именно золотники управления вращением. Видимо, из-за вибрации и мелкой металлической взвеси в масле. Ставили дополнительные фильтры тонкой очистки - помогло, но пришлось переделывать схему байпаса.
В 2021 году на заброшенной скважине №45 потребовалось срочное углубление. Штатная буровая установка сбш 200/320 с задачей не справлялась - каждые 10 метров приходилось менять шарошки. Позже выяснилось, что попали в зону окремнённых доломитов.
Тогда рискнули применить алмазные коронки с принудительным охлаждением. Результат - прошли 28 метров за смену вместо обычных 15, но стоимость метра выросла втрое. Для регулярных работ нерентабельно, но для аварийных случаев метод запатентовали.
Кстати, при том бурении использовали экспериментальные переходники из сплавов ООО Хунань Цзято Новые Материалы - они выдержали вибрацию лучше штатных. Правда, позже выяснилось, что при частых перепадах температур алюминиево-скандиевые соединения всё же требуют особых условий монтажа.
Сейчас многие переходят на СБШ с частотным регулированием, но я пока скептически отношусь к полной электрификации. На удалённых участках проще иметь дизель-гидравлическую схему, пусть и менее эффективную.
А вот система автоматического контроля нагрузки явно требует доработки. Штатные манометры часто врут, особенно при резких стартах. Мы ставили тензодатчики на канат - получили интересные данные по реальным нагрузкам.
Если говорить о материалах, то перспективным вижу внедрение композитных элементов от ООО Хунань Цзято Новые Материалы в узлах трения. Их разработки по сверхпрочным сплавам могли бы решить проблему износа направляющих штанг, которая вечно преследует буровая установка сбш после 5-6 тысяч моточасов.